Плата за телевидение

На сегодняшний день каждый третий россиянин принимает телевидение по кабельным и спутниковым каналам, а уже в течение ближайших нескольких лет отечественные кабельные операторы рассчитывают догнать Европу, где неэфирное ТВ сейчас доступно более чем 90% семей. По прогнозам, уже в 2007 году база абонентов платного телевидения в России увеличится в 1,5-2 раза, а объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в 3 раза.

Плата за телевидение

Во всем мире увеличивается рынок платного ТВ. Так, по данным компании The Diffusion Group (TDG), число подписчиков на услуги IP-телевидения во всем мире вырастет с 2 млн. человек в 2005 г. до 34 млн. в 2010 г. При этом годовые темпы роста в Америке за период 2005-2009 гг. составят 78% или 14 млн. абонентов. Такое же количество абонентов ожидается и в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), где темпы роста составят 61%. Азиатско-Тихоокеанский регион при росте 41% обеспечит охват 5,6 млн. подписчиков.

В России в настоящее время жители крупных городов имеют возможность смотреть не менее 5 бесплатных каналов. Кроме того, им предлагают услуги региональные кабельные операторы. В каждом городе есть свои операторы кабельного телевидения, которые не конкурируют друг с другом на межрегиональном уровне. Только в Ассоциации кабельного телевидения России числится более 100 региональных компаний. Это снижает возможности развития платного ТВ. В крупных городах телезрители удовлетворены имеющимися каналами с качественными картинками и не намерены тратить дополнительные средства на платное ТВ. А за пределами крупных городов предложить жителям услуги платного телевидения некому. По оценке гендиректора ЗАО "Мультирегион" Сергея Дмитриева, в России 40% приходится на сети коллективного приема ТВ (антенна на подъезд), 15% - на крупные сети коллективного приема ТВ, 25% - на гибридно-волоконные кабельные сети, 1% - на IPTV, 5% - на MMDS (стандарт эфирного ТВ), а спутниковое ТВ имеет только "единицы процентов".

Нашим компаниям многие линии неэфирного телевидения придется строить с нуля. Мобильные операторы достигли максимально возможного расширения рынка сотовой связи. Теперь для продолжения роста им необходимо предлагать новые услуги, в частности, Интернет и цифровое телевидение. Современные технологии позволяют поставлять по одним и тем же кабелям целый комплекс услуг: от фиксированной и мобильной связи до широкополосного Интернета и платного телевидения. Большие перспективы российского рынка способствуют тому, что на рынок телекоммуникаций приходят компании, не имеющие к коммуникациям никакого отношения, например, "Нафта-Москва".

Сейчас в России среди тех, кто подключен к Интернету, по оценкам J’son & Partners, 35% имеют широкополосный доступ, но далеко не все из них смотрят ТВ при помощи компьютера. Тем больший интерес проявляют интернет-операторы к платному ТВ.

Предполагают, что к концу 2007 года клиентов IPTV будет около 130 тысяч. Такое положение дел способствует изменению, переделу рынка. И мы уже в течение 2005 -2006 года можем наблюдать картину слияний и поглощений.

Например, в конце 2005 года произошло слияние компаний "Система Мультимедиа" (СММ) и "МТУ-Интел". Позже генеральный директор тогда еще не переименованного ЗАО "МТУ-Интел" Григорий Новицкий заявил, что компания будет поставлять не только Интернет, но и ТВ-услуги, ТВ-контент собственного производства. "Аудитория, которая его регулярно смотрит, уже превышает 1,5 млн. семей", - сообщил Новицкий. - "Если сравнить темпы роста абонентской базы "СТРИМ-ТВ" с любым зарубежным проектом IPTV, то мы однозначно растем быстрее всех. С начала 2006 года абонентская база услуг "СТРИМ-ТВ" растет в среднем на 25% в месяц!".

Большая часть индустрии кабельного и спутникового ТВ распределена сегодня между компаниями "НТВ+" (31%), "Нафта-Москва" (21%), "Система Масс-медиа" (дочка АФК "Система", 11%), "Ренова-Медиа" (3%). На остальных операторов, а их более 3 тысяч, приходится 34%. Ни один из этих операторов не может похвастаться тем, что вся технологическая цепочка, от создания сигнала до приема его потребителем – цифровая.

Однако, ситуация должна начать меняться: принято решение к 2017 году все телевидение в России сделать цифровым. Иными словами, то, что сейчас делают отдельные операторы связи, встретит всемерную поддержку государства. Мало кто готов сейчас платить за телевидение по $20-30 в месяц, да еще потратить $100 на покупку декодера цифрового сигнала. Но при взвешенной государственной политике эта проблема может быть решена.

Плата за телевидение Екатерина Коробцова, заместитель генерального директора по стратегии компании "СТРИМ-ТВ" согласилась прокомментировать для TelNews.ru ситуацию с платным телевидением в России и в своей компании:

- Какова сейчас динамика изменения абонентской базы "СТРИМ-ТВ"? Каковы прогнозы компании в этом отношении?

- По итогам 2006 года совокупная абонентская база ТВ-абонентов региональных операторов, управляемых компанией "СТРИМ-ТВ", удвоилась и превысила 1,4 млн. домохозяйств. Рост абонентской базы был, в основном, обусловлен активными поглощениями региональных операторов.

В 2007 году мы планируем увеличивать число абонентов преимущественно за счет более агрессивного продвижения услуг, для чего уже в феврале перевели всех наших операторов под единый бренд "СТРИМ-ТВ". Но и от выгодных сделок по покупке сетей в регионах отказываться тоже не будем.

- Какие основные сложности стоят на пути распространения платного ТВ в российских регионах?


- Исторически сложилось так, что в российских городах жителям доступно большое количество эфирных телеканалов в режиме free-to-air, которые они получают по коллективной антенне практически даром – за 6-20 рублей в месяц. Поэтому концепция платного ТВ довольно медленно приживается в умах россиян. Кроме того, значительная часть потенциальных абонентов живет в сельской местности, где создание кабельных сетей нерентабельно.

К тому же рынок платного ТВ пока не создал уникального и востребованного контента на русском языке, ради которого зрители подписались бы на платные ТВ-услуги. Ну, и нестабильность законодательства, регулирующего этот рынок, также не способствует развитию платного телевидения.

- Возможен ли в России бум платного ТВ, схожий с аналогичным процессом на Западе? Если да, то как скоро и за счет чего он может наступить?


- Не стоит забывать, что на Западе бум платного ТВ состоялся лет двадцать назад, когда еще не было Интернета, компьютерных игр, кинотеатров Dolby Surround, да и доходы пользователей там гораздо выше, чем в нашей стране.

Я думаю, Россию ждет бум не платного ТВ в чистом виде, а мультимедийных услуг, частью которых является платное телевидение. В России осталось уже довольно немного операторов, которые хотели бы продавать только ТВ-услуги без широкополосного интернет-доступа и связанных с ним сервисов. Двигаясь в этом направлении, российский рынок платного ТВ сможет догнать Запад по уровню проникновения мультимедийных сервисов уже лет через пять.

- Собирается ли "СТРИМ-ТВ" переходить на цифровое вещание? Каковы, по мнению компании, перспективы развития цифрового ТВ в российских регионах?

- К сожалению, пока массовый спрос на услуги цифрового ТВ в России ограничен низкой платежеспособностью населения. В группе компаний "СТРИМ-ТВ" мы развиваем цифровое кабельное ТВ на основе стандарта DVB-C, который позволяет значительно увеличить количество телеканалов, улучшить их качество, предоставлять услуги HDTV.

Сейчас цифровое ТВ у нас развивается параллельно аналоговому и присутствует в нескольких городах. Их число будет увеличиваться ежегодно по мере модернизации сетей наших операторов.

Наталья Алатырцева
telnews.ru
tv.net.ua

Дата публикации: 28.02.2007

Источник: Broadcasting

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Похожие публикации

Комментарии

Оставлять комментарии возможно только через 10 дней после регистрации.

Сообщения

Комментарии
Форум

Голосование

Интерфейс для медиаплееров какого производителя вам кажется наиболее удобным?

Поиск

Рассылки Subscribe.Ru