- HDTV.ru
- /
- Это интересно
- /
- 3D возвращается!
3D возвращается!
Внедрение объемного (3D) изображения в киноиндустрии сравнимо с тем же переворотом в области кино, которое дало появления в фильмах звука, или переход от черно-белой картинки к цветной. Опыт создания 3D-изображения у голливудских студий есть, и несмотря на сегодняшние финансовые трудности, эта технология должна найти дорогу на экраны наших домашних кинотеатров уже в ближайшее время.
Не смотря на то, что на рынке уже существовали 3D ТВ с обратной проекцией фирм Mitsubishi и Samsung (а позже появились и плазменные панели с этой технологией), настоящее «объемное» изображение зрители могли увидеть в кинотеатрах при просмотре фильмов «Беовульф», «В гости к Робинсонам», «Приключения Шаркбоя и Лавы», «U2 3-D», «Ханна Монтана», «Мухнем на луну!», «Кошмар перед Рождеством» и других.
Однако в наступившем 2009 году ситуация на рынке домашнего видео также должна кардинально измениться. Большинство ведущих киностудий вплотную занялись производством 3D-видео, а Disney/Pixar и DreamWorks Animation объявили 3D-технологию основным направлением своей деятельности. В частности, Disney/Pixar планирует выпустить восемь 3D мультфильмов в течение нескольких следующих лет, среди которых продолжения «Истории игрушек» и «Тачек». DreamWorks Animation заявляет, что все ее новые «мультики» будут в 3D, в том числе «Монстры против пришельцев» и «Шрек 4».
Некоторые из маститых режиссеров Голливуда также готовы взять на вооружение новую технологию. Среди ближайших 3D-кинокартин трилогия Питера Джексона и Стивена Спилберга по роману «Приключения Тин Тина» («The Adventures of Tintin»), ремейк «Рождественской истории» Роберта Зимекиса (который теперь снимает только в 3D), и выпуск «в объеме» всех шести серий «Звездных войн».
Однако самой впечатляющей 3D-кинопремьерой этого года надо признать фильм «Аватар» режиссера Джеймса Камерона, который ориентировочно выйдет в декабре, и должен стать самым технически сложной на данный момент. В фильме будет объединена компьютерная графика и «живое» действие, в том числе и цифровые «образы» актеров. Чуть раньше студия выпустит 3D-блокбастер «Ледниковый период 3: Эра динозавров».
Большие сложности
Если 3D-изображение столь хорошо, то почему оно не было принято киноиндустрией еще в 50-х годах прошлого века, в момент своего появления? Во-первых, 3D-фильмы сложны в производстве, и обходятся на 10-20% дороже «обычных». Кроме того, для съемки фильма в 3D нужно две камеры, которые бы работали синхронно – это не такая простая задача. Именно поэтому сейчас большее распространение получили 3D-мультфильмы, которые делаются на компьютерах, а не снимаются на камеру.
Все 3D-фильмы состоят из двух изображений – одно для левого глаза, и одно для правого. Если оба этих изображения правильно синхронизированы, а зритель смотрит на экран через специальные очки, обе картинки для него сливаются в одну, обладающую объемностью. Первые 3D-фильмы демонстрировались с помощью двух кинопроектров, работающих синхронно, каждый из которых отображал картинку своего цвета. Зрители пользовались очками с цветными фильтрами – синим для одного глаза и красным для другого. Из-за того, что изображение от двух проекторов было сложно свести в одно, у зрителей от такого просмотра часто болели глаза или голова.
Не смотря на то, что базовая технология получения 3D-изображения не изменилась, новая цифровая объемная картинка гораздо более качественная, и комфортная для просмотра. Кроме того (и это очень важно) 3D-изображение теперь может формироваться с помощью единственного проектора, который обеспечивает попеременный вывод изображения для левого и правого глаз. Так как обычная частота кадров для цифрового изображения составляет 48 Гц, при формировании 3D-картинки используется утроенная частота кадров 144 Гц, и зритель не замечает этого.
Несколько компаний играют заметную роль на рынке 3D-технологий. В первую очередь это Real D, чьи DLP-проекторы установлены в большинстве кинотеатров в США, демонстрирующих 3D-фильмы. Компания Real D использует технологию круговой поляризации, в которой электронный фильтр кодирует световой поток с различной поляризацией для изображений левого и правого глаз. Соответственно, зрители смотрят на экран через поляризационные очки (с различной поляризаций на каждом стекле). Для правильного отображения такого изображения нужен специальный высокоотражающий экран с серебряным покрытием, однако очки для просмотра получаются недорогие. Сейчас Real D над совершенствованием этой технологии, с целью получения большей яркости изображения (что даст возможность проецировать изображение на экраны большего размера).
Еще один заметный игрок на этом рынке, компания Dolby, использует технологию спектрального распределения. В ней вращающийся фильтр раскладывает основные цвета изображения на отдельные составляющие. Зрители пользуются очками с такими же фильтрами для каждого глаза. Для демонстрации такого 3D-изображения можно использовать обычный экран, а очки являются многоразовыми (сдаются зрителями, и проходят обработку после каждого просмотра).
Компания XpanD предлагает использовать очки с активными ЖК-фильтрами, синхронизированными с проектором с помощью РЧ-сигнала (такая техника уже используется в небольших 3D-кинотеатрах в США), а Джордж Лукас использует технологию компании In-Three для «перевода» своих фильмов «Звездные войны» в 3D. Существует также и 3D-проигрыватель Imax, способный демонстрировать объемное видео на огромных экранах, а также осуществлять перевод изображения с пленки в «цифру».
Наперекор всему
Киноиндустрия до сих пор пребывает в раздумьях на тему, что должно стать основой для продвижения объемного видео – рост числа соответствующим образом оснащенных кинотеатров, или количества 3D-фильмов. По состоянию на лето 2008 года только в 4600 из 37000 кинотеатров Америки использовалось цифровое видеооборудование, и только 1000 из них могла демонстрировать 3D. Все дело в стоимости новой техники – владельцу кинотеатра придется заплатить около 75000 долларов за переход с аналога на «цифру», и еще 25000 долларов за приобретение аппаратуры для воспроизведения объемного видео.
Однако есть и хорошие новости. Так как билет на 3D фильм дороже (на 2-5 долларов) чем на «обычный» фильм, сборы кинотеатров, демонстрирующих объемное кино, также возрастут. Кроме того, настоящий 3D фильм можно увидеть только в кинотеатре, а значит и угроза со стороны «пиратов» устраняется (да и сняв в кинозале 3D фильм на камеру, ничего хорошего вы не увидите).
3D для дома
Хотя почти все домашние видеопроекторы и ТВ с обратной проекцией могут отображать 3D-видео, такой контент пока в основном ограничен программами для PC, а для просмотра объемного изображения нужны специальные очки и ПО. Кроме того, угол обзора 3D-изображения довольно узкий. Поэтому пользователи пока отдают предпочтение просмотру 3D-видео с помощью совместимых DVD-плееров (компания Mitsubishi сейчас работает над созданием BD-плеера, который бы мог конвертировать обычное видео в 3D «налету»). В последнее время вышло несколько дисковых 3D-релизов (например, «Ханна Монтана», «Полярный экспресс», «Путешествие к центру Земли 3D»), комплектуемые недорогими очками с разноцветными фильтрами. По сравнению с тем, что можно увидеть в кинотеатре, 3D-эффект при просмотре этих фильмов дома не слишком убедителен.
Одним из препятствий к продвижению домашних 3D-технологий является отсутствие единых стандартов в этой области. С целью исправления этой ситуации Сообщество теле и кино инженеров выработало единые стандарты записи 3D-изображений киностудиями, а также стандарты их передачи по кабельным, спутниковым или интернет-каналам, записи на DVD или Blu-ray, и даже требования к телевизорам и компьютерным мониторам. Blu-ray Disc ассоциация, 3-D@Home Consortium, фирмы занятые производством домашней электроники и комплектующих также изучают возможность перехода на 3D.
И хотя в настоящее время объемное изображение еще не завоевало наши домашние кинотеатры, этот момент становится все ближе.
Дата публикации: 24.01.2009
При цитировании материалов сайта HDTV.ru частично или полностью, ссылка на первоисточник обязательна.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии
Оставлять комментарии возможно только через 10 дней после регистрации.