- HDTV.ru
- /
- Это интересно
- /
- Звук без потерь
Звук без потерь
От LD до BD – два десятилетия совершенствования звука в наших домашних кинотеатрах.
Если вы приобщились к технике домашнего кинотеатра в течение последних 10 лет, т.е. в эпоху безраздельного царствования на этом рынке DVD, то вам наверняка интересно будет узнать следующее. Формат DVD действительно обеспечил очень существенное повышение качества изображения по сравнению с предыдущими популярными форматами VHS и LD, но вот в том, что касается звука, ситуация выглядит несколько иной. Да, к сожалению, не каждое количественное совершенствование технологий приводит к совершенствованию качественному.
Если говорить о количественном совершенствовании, то в этом у DVD все в порядке – формат позволил записать на диск дискретные широкополосные каналы окружающего звука, что дало гораздо более точную локализацию звуковых образов. Однако платой за это стало то, что звук на DVD представлен в «сжатом» виде, так как на его запись даже в формате PCM 16 бит/44.1 кГц (как на CD или LD) просто не хватает места.
Насколько плох звук на DVD?
Наверняка вам знаком термин «сжатие» (компрессия) применительно к цифровым данным, и вы знаете, что оно применяется, когда на носитель ограниченного объема нужно записать большой файл, или передать такой файл по цифровому каналу передачи данных с ограниченной пропускной способностью. Эта компрессия может производиться двумя способами, без потерь исходных данных, или с потерями части из них.
Различие между этими двумя способами состоит в том, что в первом случае после восстановления файла он будет точно таким же, как и до сжатия. Например, так работают компьютерные архиваторы файлов типа zip/arj – после сжатия и последующего «разжатия», например, документа Word текст в нем будет полностью сохранен. Таким образом, сжатие без потерь не приводит к ухудшению качества сжимаемого цифрового контента, если говорить об аудио/видео данных.
Однако сжатие без потерь способно уменьшить объем исходной информации лишь на 30 – 50 процентов. В большинстве случаев этого недостаточно, и, в частности, такое сжатие не позволило бы записать на DVD пятиканальный звук в CD-качестве. Поэтому здесь используется сжатие с потерями информации. В этом случае специальное ПО решает, какие данные могут быть удалены из файла, а какие необходимо сохранить. Разумеется, удаленные данные уже не могут быть восстановлены, т.е. файл после сжатия с потерями уже не может быть восстановлен с точностью «бит-в-бит». Применительно к аудио это означает, что сжатый с потерями звук уже не будет звучать так же как оригинал. Упомянутое программное обеспечение, сжимая звуковые файлы, решает какие данные оставить, а какие убрать, основываясь на теоретической психофизической модели человеческого слуха.
Психофизика?
Наверняка вы обращали внимание на то, что при быстрой езде на автомобиле музыку в салоне надо делать погромче, чем при медленной – иначе ее будет плохо слышно. Это происходит потому, что звук работающего двигателя, шум подвески и встречного ветра заглушает звук автомобильной аудиосистемы. Другими словами, если из звучащей в вашем радиоприемнике композиции убрать тихие звуки фортепиано, сопровождающие основную мелодию, или бек-вокал, вы этого просто не заметите.
Этот простой пример показывает, каким образом более громкий звук может маскировать более тихий, делая последний неслышимым. Теперь рассмотрим ситуацию прослушивания музыки в домашних условиях. Например, вы включаете рок-композицию. Начальные аккорды акустической гитары и вокал слышны во всех мельчайших подробностях – вы слышите, как гитарист касается пальцами струн, и различаете легкую хрипотцу певца. Однако затем в дело вступает ритм-секция, другие вокалисты, и электрогитара, и на этом фоне акустическая гитара и вокалист уже не так хорошо различимы, хотя они по-прежнему присутствуют. А если ударные и бас гитара начнут «жарить» по настоящему, то и вы слова песни то не всегда сможете расслышать! И, даже повысив громкость звука, вы ничего не добьетесь. Здесь, в отличие от рассмотренной выше ситуации с музыкой в авто, громкость маскирующего и маскируемого звуков будет повышаться синхронно. Подобное маскирование и есть психофизика, и для большинства людей в этом нет ничего необычного. Таким образом «неслышимый» звук может быть вообще изъят из фонограммы, без слышимых потерь для ее качества.
Проблема состоит в том, что разные люди слышат звук по разному, а психофизические модели основаны на неких усредненных алгоритмах. Поэтому даже сжатие с потерями, выполненное по самой щадящей схеме, с минимумом исключаемей аудиоинформации, может приводить к слышимому некоторыми людьми ухудшению качества звучания получаемой после восстановления данных музыки. А при увеличении степени сжатия (т.е. при исключении большего количества данных) растет и число тех, кто слышит ухудшение качества звука. Ухудшение качества звука при прослушивании сжатых с потерями фонограмм (по сравнению с несжатыми), слышно даже на аудиотехнике среднего класса, и не на самых аудиофильских записях.
Что означает сжатие звука с потерями?
По своей сути обработка (сжатие) аудиоинформации на основе психофизических моделей носит нелинейный характер, и ее не так то просто описать в рамках обще-познавательной статьи. Однако результат ее «деятельности» гораздо проще услышать. Для этого включите на своем ПК любую mp3-композицию с битрейтом ниже 200 кБ/с (для наглядности, хотя тоже самое будет происходить и с mp3-записями с любым битрейтом), и послушайте ее через наушники. Затем через те же наушники и звуковую карту послушайте ту же композицию с фирменного CD. Вы сразу же «почувствуете разницу» - сжатая музыка будет как будто накрыта вуалью. Послезвучия музыкальных нот будут стерты – они не затихают постепенно, а резко обрываются. Сжатая музыка звучит не так трехмерно, не так открыто и воздушно, например, звук тарелок барабана потеряет рассыпчатость, и станет более синтетическим. То же самое происходит и с акустической гитарой, звуком фортепиано или колокольчиками – их звук теряет натуральность, и становится таким, как будто он смоделирован на синтезаторе. Вокал также становится более грубым, точнее, упрощенным, без того богатства нюансов, которые отчетливо слышны на оригинальной записи CD-Audio.
В качестве примера различий звучания сжатых музыкальных записей и оригинал можно привести сравнение изображений, получаемого с DVD и низкоскоростных интернет-трансляций. В последнем случае вы также увидите, что именно происходит на экране, но впечатления совершенно другие. Такие потери в качестве звука, скорее всего, подвигнут вас к использованию более высоких битрейтов при записи сжатых музыкальных программ, а может быть и вовсе отказа от сжатия. Даже если это не позволит вам записать в ваш плеер или на диск то же количество композиций, что и при использовании сжатия. В конце концов, это всего лишь ваш выбор – иметь или не иметь более качественный звук. Однако в случае с DVD мы были лишены такого выбора – степень сжатия многоканальной фонограммы (а, значит, и ее качество звучание) определялось компаниями, готовящими к выпуску тот или иной релиз.
К счастью, информационный объем дисков Blu-ray достаточен для записи несжатого многоканального звука, который бит-в-бит повторяет тот, который был сведен звукооператором на съемках фильма. Но это уже совсем другая история, заслуживающая отдельной статьи.
Похожие публикации
Если вы приобщились к технике домашнего кинотеатра в течение последних 10 лет, т.е. в эпоху безраздельного царствования на этом рынке DVD, то вам наверняка интересно будет узнать следующее. Формат DVD действительно обеспечил очень существенное повышение качества изображения по сравнению с предыдущими популярными форматами VHS и LD, но вот в том, что касается звука, ситуация выглядит несколько иной. Да, к сожалению, не каждое количественное совершенствование технологий приводит к совершенствованию качественному.
Если говорить о количественном совершенствовании, то в этом у DVD все в порядке – формат позволил записать на диск дискретные широкополосные каналы окружающего звука, что дало гораздо более точную локализацию звуковых образов. Однако платой за это стало то, что звук на DVD представлен в «сжатом» виде, так как на его запись даже в формате PCM 16 бит/44.1 кГц (как на CD или LD) просто не хватает места.
Насколько плох звук на DVD?
Наверняка вам знаком термин «сжатие» (компрессия) применительно к цифровым данным, и вы знаете, что оно применяется, когда на носитель ограниченного объема нужно записать большой файл, или передать такой файл по цифровому каналу передачи данных с ограниченной пропускной способностью. Эта компрессия может производиться двумя способами, без потерь исходных данных, или с потерями части из них.
Различие между этими двумя способами состоит в том, что в первом случае после восстановления файла он будет точно таким же, как и до сжатия. Например, так работают компьютерные архиваторы файлов типа zip/arj – после сжатия и последующего «разжатия», например, документа Word текст в нем будет полностью сохранен. Таким образом, сжатие без потерь не приводит к ухудшению качества сжимаемого цифрового контента, если говорить об аудио/видео данных.
Однако сжатие без потерь способно уменьшить объем исходной информации лишь на 30 – 50 процентов. В большинстве случаев этого недостаточно, и, в частности, такое сжатие не позволило бы записать на DVD пятиканальный звук в CD-качестве. Поэтому здесь используется сжатие с потерями информации. В этом случае специальное ПО решает, какие данные могут быть удалены из файла, а какие необходимо сохранить. Разумеется, удаленные данные уже не могут быть восстановлены, т.е. файл после сжатия с потерями уже не может быть восстановлен с точностью «бит-в-бит». Применительно к аудио это означает, что сжатый с потерями звук уже не будет звучать так же как оригинал. Упомянутое программное обеспечение, сжимая звуковые файлы, решает какие данные оставить, а какие убрать, основываясь на теоретической психофизической модели человеческого слуха.
Психофизика?
Наверняка вы обращали внимание на то, что при быстрой езде на автомобиле музыку в салоне надо делать погромче, чем при медленной – иначе ее будет плохо слышно. Это происходит потому, что звук работающего двигателя, шум подвески и встречного ветра заглушает звук автомобильной аудиосистемы. Другими словами, если из звучащей в вашем радиоприемнике композиции убрать тихие звуки фортепиано, сопровождающие основную мелодию, или бек-вокал, вы этого просто не заметите.
Этот простой пример показывает, каким образом более громкий звук может маскировать более тихий, делая последний неслышимым. Теперь рассмотрим ситуацию прослушивания музыки в домашних условиях. Например, вы включаете рок-композицию. Начальные аккорды акустической гитары и вокал слышны во всех мельчайших подробностях – вы слышите, как гитарист касается пальцами струн, и различаете легкую хрипотцу певца. Однако затем в дело вступает ритм-секция, другие вокалисты, и электрогитара, и на этом фоне акустическая гитара и вокалист уже не так хорошо различимы, хотя они по-прежнему присутствуют. А если ударные и бас гитара начнут «жарить» по настоящему, то и вы слова песни то не всегда сможете расслышать! И, даже повысив громкость звука, вы ничего не добьетесь. Здесь, в отличие от рассмотренной выше ситуации с музыкой в авто, громкость маскирующего и маскируемого звуков будет повышаться синхронно. Подобное маскирование и есть психофизика, и для большинства людей в этом нет ничего необычного. Таким образом «неслышимый» звук может быть вообще изъят из фонограммы, без слышимых потерь для ее качества.
Проблема состоит в том, что разные люди слышат звук по разному, а психофизические модели основаны на неких усредненных алгоритмах. Поэтому даже сжатие с потерями, выполненное по самой щадящей схеме, с минимумом исключаемей аудиоинформации, может приводить к слышимому некоторыми людьми ухудшению качества звучания получаемой после восстановления данных музыки. А при увеличении степени сжатия (т.е. при исключении большего количества данных) растет и число тех, кто слышит ухудшение качества звука. Ухудшение качества звука при прослушивании сжатых с потерями фонограмм (по сравнению с несжатыми), слышно даже на аудиотехнике среднего класса, и не на самых аудиофильских записях.
Что означает сжатие звука с потерями?
По своей сути обработка (сжатие) аудиоинформации на основе психофизических моделей носит нелинейный характер, и ее не так то просто описать в рамках обще-познавательной статьи. Однако результат ее «деятельности» гораздо проще услышать. Для этого включите на своем ПК любую mp3-композицию с битрейтом ниже 200 кБ/с (для наглядности, хотя тоже самое будет происходить и с mp3-записями с любым битрейтом), и послушайте ее через наушники. Затем через те же наушники и звуковую карту послушайте ту же композицию с фирменного CD. Вы сразу же «почувствуете разницу» - сжатая музыка будет как будто накрыта вуалью. Послезвучия музыкальных нот будут стерты – они не затихают постепенно, а резко обрываются. Сжатая музыка звучит не так трехмерно, не так открыто и воздушно, например, звук тарелок барабана потеряет рассыпчатость, и станет более синтетическим. То же самое происходит и с акустической гитарой, звуком фортепиано или колокольчиками – их звук теряет натуральность, и становится таким, как будто он смоделирован на синтезаторе. Вокал также становится более грубым, точнее, упрощенным, без того богатства нюансов, которые отчетливо слышны на оригинальной записи CD-Audio.
В качестве примера различий звучания сжатых музыкальных записей и оригинал можно привести сравнение изображений, получаемого с DVD и низкоскоростных интернет-трансляций. В последнем случае вы также увидите, что именно происходит на экране, но впечатления совершенно другие. Такие потери в качестве звука, скорее всего, подвигнут вас к использованию более высоких битрейтов при записи сжатых музыкальных программ, а может быть и вовсе отказа от сжатия. Даже если это не позволит вам записать в ваш плеер или на диск то же количество композиций, что и при использовании сжатия. В конце концов, это всего лишь ваш выбор – иметь или не иметь более качественный звук. Однако в случае с DVD мы были лишены такого выбора – степень сжатия многоканальной фонограммы (а, значит, и ее качество звучание) определялось компаниями, готовящими к выпуску тот или иной релиз.
К счастью, информационный объем дисков Blu-ray достаточен для записи несжатого многоканального звука, который бит-в-бит повторяет тот, который был сведен звукооператором на съемках фильма. Но это уже совсем другая история, заслуживающая отдельной статьи.
Дата публикации: 28.09.2009
Источник: HDTV.ru
При цитировании материалов сайта HDTV.ru частично или полностью, ссылка на первоисточник обязательна.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии
Оставлять комментарии возможно только через 10 дней после регистрации.