Звук без потерь

От LD до BD – два десятилетия совершенствования звука в наших домашних кинотеатрах.

Звук без потерь

Если вы приобщились к технике домашнего кинотеатра в течение последних 10 лет, т.е. в эпоху безраздельного царствования на этом рынке DVD, то вам наверняка интересно будет узнать следующее. Формат DVD действительно обеспечил очень существенное повышение качества изображения по сравнению с предыдущими популярными форматами VHS и LD, но вот в том, что касается звука, ситуация выглядит несколько иной. Да, к сожалению, не каждое количественное совершенствование технологий приводит к совершенствованию качественному.

Если говорить о количественном совершенствовании, то в этом у DVD все в порядке – формат позволил записать на диск дискретные широкополосные каналы окружающего звука, что дало гораздо более точную локализацию звуковых образов. Однако платой за это стало то, что звук на DVD представлен в «сжатом» виде, так как на его запись даже в формате PCM 16 бит/44.1 кГц (как на CD или LD) просто не хватает места.

Насколько плох звук на DVD?

Звук без потерь

Наверняка вам знаком термин «сжатие» (компрессия) применительно к цифровым данным, и вы знаете, что оно применяется, когда на носитель ограниченного объема нужно записать большой файл, или передать такой файл по цифровому каналу передачи данных с ограниченной пропускной способностью. Эта компрессия может производиться двумя способами, без потерь исходных данных, или с потерями части из них.

Различие между этими двумя способами состоит в том, что в первом случае после восстановления файла он будет точно таким же, как и до сжатия. Например, так работают компьютерные архиваторы файлов типа zip/arj – после сжатия и последующего «разжатия», например, документа Word текст в нем будет полностью сохранен. Таким образом, сжатие без потерь не приводит к ухудшению качества сжимаемого цифрового контента, если говорить об аудио/видео данных.

Однако сжатие без потерь способно уменьшить объем исходной информации лишь на 30 – 50 процентов. В большинстве случаев этого недостаточно, и, в частности, такое сжатие не позволило бы записать на DVD пятиканальный звук в CD-качестве. Поэтому здесь используется сжатие с потерями информации. В этом случае специальное ПО решает, какие данные могут быть удалены из файла, а какие необходимо сохранить. Разумеется, удаленные данные уже не могут быть восстановлены, т.е. файл после сжатия с потерями уже не может быть восстановлен с точностью «бит-в-бит». Применительно к аудио это означает, что сжатый с потерями звук уже не будет звучать так же как оригинал. Упомянутое программное обеспечение, сжимая звуковые файлы, решает какие данные оставить, а какие убрать, основываясь на теоретической психофизической модели человеческого слуха.

Психофизика?
Наверняка вы обращали внимание на то, что при быстрой езде на автомобиле музыку в салоне надо делать погромче, чем при медленной – иначе ее будет плохо слышно. Это происходит потому, что звук работающего двигателя, шум подвески и встречного ветра заглушает звук автомобильной аудиосистемы. Другими словами, если из звучащей в вашем радиоприемнике композиции убрать тихие звуки фортепиано, сопровождающие основную мелодию, или бек-вокал, вы этого просто не заметите.

Этот простой пример показывает, каким образом более громкий звук может маскировать более тихий, делая последний неслышимым. Теперь рассмотрим ситуацию прослушивания музыки в домашних условиях. Например, вы включаете рок-композицию. Начальные аккорды акустической гитары и вокал слышны во всех мельчайших подробностях – вы слышите, как гитарист касается пальцами струн, и различаете легкую хрипотцу певца. Однако затем в дело вступает ритм-секция, другие вокалисты, и электрогитара, и на этом фоне акустическая гитара и вокалист уже не так хорошо различимы, хотя они по-прежнему присутствуют. А если ударные и бас гитара начнут «жарить» по настоящему, то и вы слова песни то не всегда сможете расслышать! И, даже повысив громкость звука, вы ничего не добьетесь. Здесь, в отличие от рассмотренной выше ситуации с музыкой в авто, громкость маскирующего и маскируемого звуков будет повышаться синхронно. Подобное маскирование и есть психофизика, и для большинства людей в этом нет ничего необычного. Таким образом «неслышимый» звук может быть вообще изъят из фонограммы, без слышимых потерь для ее качества.

Проблема состоит в том, что разные люди слышат звук по разному, а психофизические модели основаны на неких усредненных алгоритмах. Поэтому даже сжатие с потерями, выполненное по самой щадящей схеме, с минимумом исключаемей аудиоинформации, может приводить к слышимому некоторыми людьми ухудшению качества звучания получаемой после восстановления данных музыки. А при увеличении степени сжатия (т.е. при исключении большего количества данных) растет и число тех, кто слышит ухудшение качества звука. Ухудшение качества звука при прослушивании сжатых с потерями фонограмм (по сравнению с несжатыми), слышно даже на аудиотехнике среднего класса, и не на самых аудиофильских записях.

Что означает сжатие звука с потерями?

Звук без потерь

По своей сути обработка (сжатие) аудиоинформации на основе психофизических моделей носит нелинейный характер, и ее не так то просто описать в рамках обще-познавательной статьи. Однако результат ее «деятельности» гораздо проще услышать. Для этого включите на своем ПК любую mp3-композицию с битрейтом ниже 200 кБ/с (для наглядности, хотя тоже самое будет происходить и с mp3-записями с любым битрейтом), и послушайте ее через наушники. Затем через те же наушники и звуковую карту послушайте ту же композицию с фирменного CD. Вы сразу же «почувствуете разницу» - сжатая музыка будет как будто накрыта вуалью. Послезвучия музыкальных нот будут стерты – они не затихают постепенно, а резко обрываются. Сжатая музыка звучит не так трехмерно, не так открыто и воздушно, например, звук тарелок барабана потеряет рассыпчатость, и станет более синтетическим. То же самое происходит и с акустической гитарой, звуком фортепиано или колокольчиками – их звук теряет натуральность, и становится таким, как будто он смоделирован на синтезаторе. Вокал также становится более грубым, точнее, упрощенным, без того богатства нюансов, которые отчетливо слышны на оригинальной записи CD-Audio.

В качестве примера различий звучания сжатых музыкальных записей и оригинал можно привести сравнение изображений, получаемого с DVD и низкоскоростных интернет-трансляций. В последнем случае вы также увидите, что именно происходит на экране, но впечатления совершенно другие. Такие потери в качестве звука, скорее всего, подвигнут вас к использованию более высоких битрейтов при записи сжатых музыкальных программ, а может быть и вовсе отказа от сжатия. Даже если это не позволит вам записать в ваш плеер или на диск то же количество композиций, что и при использовании сжатия. В конце концов, это всего лишь ваш выбор – иметь или не иметь более качественный звук. Однако в случае с DVD мы были лишены такого выбора – степень сжатия многоканальной фонограммы (а, значит, и ее качество звучание) определялось компаниями, готовящими к выпуску тот или иной релиз.

К счастью, информационный объем дисков Blu-ray достаточен для записи несжатого многоканального звука, который бит-в-бит повторяет тот, который был сведен звукооператором на съемках фильма. Но это уже совсем другая история, заслуживающая отдельной статьи.

Дата публикации: 28.09.2009

Источник: HDTV.ru
При цитировании материалов сайта HDTV.ru частично или полностью, ссылка на первоисточник обязательна.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Похожие публикации

Комментарии

№1: 28 сентября 2009 14:59
Отличный обзор, во всем согласен: сам слушаю музыку либо дома на CD со стерео, либо в плеере но с высоким битрейтом, а многие знакомые на мобильных телефонах с гарнитурой и они в упор не видят разницы. Так же и на ДВД для меня заметна разница между DD и DTS, про БД молчу :)
Но меня давно мучает вопрос по поводу компрессии на CD, ведь там битрейт 14** (точно не помню), и это уже считается без потерь, хотя как мы знаем звук на БД в HD (DD или DTS) достигает 24.000 и только далее идет не сжатый. То есть разница между 1.400 и 24.000 на мой взгляд существенна. Может дело в бите и кГц? Не просветите бездаря? :)
№2: 1 октября 2009 01:50
Цитата: LaughingMan
Но меня давно мучает вопрос по поводу компрессии на CD, ведь там битрейт 14** (точно не помню), и это уже считается без потерь, хотя как мы знаем звук на БД в HD (DD или DTS) достигает 24.000 и только далее идет не сжатый. То есть разница между 1.400 и 24.000 на мой взгляд существенна. Может дело в бите и кГц? Не просветите бездаря? :)

Чтобы ответить на вопрос, вопрос необходимо верно сформулировать, а так гуголь в помощь.
№3: 1 октября 2009 12:38
Цитата: LaughingMan
Но меня давно мучает вопрос по поводу компрессии на CD, ведь там битрейт 14** (точно не помню), и это уже считается без потерь, хотя как мы знаем звук на БД в HD (DD или DTS) достигает 24.000 и только далее идет не сжатый. То есть разница между 1.400 и 24.000 на мой взгляд существенна.


Звук на CD априори стерофонический и имеет характеристику 16 бит/44 кГц. Записывается БЕЗ компрессии, как несжатый PCM. Современные дорожки на блюрэях имеют не 2, а 6 или 8 каналов (5.1, 7.1) и пишутся с различными характеристиками от 16/48 до 24/96. Отсюда и гигантская разница в битрейтах. Для DVD Audio есть и стандарт LPCM 24/192. А вообще, нефиг по интернету шариться. Здесь всё есть: Тык сюды
№4: 1 октября 2009 18:28
Спасибо
№5: 2 октября 2009 21:10
Цитата: LaughingMan
Но меня давно мучает вопрос по поводу компрессии на CD, ведь там битрейт 14** (точно не помню), и это уже считается без потерь, хотя как мы знаем звук на БД в HD (DD или DTS) достигает 24.000 и только далее идет не сжатый. То есть разница между 1.400 и 24.000 на мой взгляд существенна. Может дело в бите и кГц? Не просветите бездаря? :)

как у Лермонтова, Михаила Юрьевича:
"Смешались в кучу кони, люди..." smile
Во-первых, погуглите по слову "квантование", почитайте...
Объяснил бы, но это проще всего нарисовать belay
Во-вторых, на CD величина семпла 16 бит, CD разрабатывался 30 лет назад, тогда это посчитали достаточным. Это помножается на 44 тысячи таких семплов в секунду.
В профессиональной сфере, например при мастеринге трека в звукозаписывающих компаниях, обычно используют семпл величиной в 64 бита, сколько семплов в секунду не помню.
Некоторое время назад все решили, что старый добрый CD уже совсем не тот, все новое оборудование и стандарты начали переводить на 24 битовые семплы, попутно увеличив их соличество сначала до 92 тыс в секунду, а потом и до 192 тыс в сек.
(собственно, из школьного курса физики известно что 1 Герц = 1 чему либо/ в секунду, чего-либо - это там операции процессора, колебания и т.п.)
что до 14 бит, которые Вы вспомнили, я полагаю, это Вы где-то столкнулись с описанием HDCD, в котором под аудио отводится 14 бит на семпл, а оставшиеся 2 бита для служебной информации улучшайзера, предусмотренного стандартом.
№6: 2 октября 2009 21:22
Цитата: Abdicator
сколько семплов в секунду не помню

384kHz и выше...если операции производятся непосредственно с пре-мастеринговым потоком, оверсемплинг вплоть до х128.

Цитата: Abdicator
что до 14 бит, которые Вы вспомнили, я полагаю, это Вы где-то столкнулись с описанием HDCD, в котором под аудио отводится 14 бит на семпл, а оставшиеся 2 бита для служебной информации улучшайзера, предусмотренного стандартом.

14 старших разрядов использовались для кодирования LPCM в первом поколении cd-плееров (производительность низка и малая интеграция БИС).
В HDCD 20/44.1
№7: 3 октября 2009 10:08
Цитата: loud-swir
14 старших разрядов использовались для кодирования LPCM в первом поколении cd-плееров (производительность низка и малая интеграция БИС).
В HDCD 20/44.1

вот про первые cd не знал,
а про HDCD не соглашусь - 20 бит это рекламная уловка, в реальности 16 бит в компактдиске никуда не деть (ну иначе обратная совместимость потеряется), поэтому говориться о том что они получают 20 бит из специальным образом закодированного звука специальным улучшайзером.
На практике это значит, что часть основного полезного пространства в семпле отдана под служебную информацию для улучшейзера в HDCD проигрывателе. Эта инфа не видна обычному CD плееру и он использует только урезанный семпл.
тут надо сказать, что и в HDCD плеере преимущество таких дисков весьма спорно.
№8: 3 октября 2009 22:36
Цитата: Abdicator
тут надо сказать, что и в HDCD плеере преимущество таких дисков весьма спорно.

Та и так давно известно, что это ерунда полная.
№9: 8 октября 2009 11:46
Да нет, не ерунда, но разница столь незначительная, что покупки специального плеера за большие деньги (а на недорогих ее вообще практически нет) не стОит
C уважением, портал HDTV.ru
№10: 8 октября 2009 16:57
Настаиваю,что ерунда. Теоретически расширив динамический диапазон и точность амплитуды (за счёт бОльшего количества шагов квантования) действительно добиваешься более точного DA-преобразования. Но HDCD явно обман маркетологов, с помощью воображаемого алгоритма запихнуть ещё информации к ядру 16/44,1 в виде старших ещё 4-8 бит....не верю и подтверждений преимущества именно в этой технологии не видел.
№11: 8 октября 2009 20:18
Странно, переходя от формату к формату в области видео конструкторы изощряются как могут:
когда DVD начинался придумали комбоплееры, которые, кстати, пользовались недюжей популярностью.
Теперь вон изобрели диски с тремя слоями, чтобы две версии кино записать для разных поколений плееров...
Но когда дело касается CD, он прям какой-то заколдованный, как не пытаются, все что могут придумать - как "улучшить" то что имеется, потому что накопилось миллиард плееров.
Почему, наконец, не стандартизировать новый формат и разработать двуслойный диск для разных плееров?
Ведь всем этот CD Уже давно кость в горле - и сжимать приходится сильно, а современная музыка имеет гораздо более широкий диапазон, чем музыка 20-ти летней давности, и канала всего 2, и длительность не варьируется, да и в общем-то она маленькая, и защиты нет никакой, пирать не хочу...
А они все изобретут какой-нибудь DVD-audio, естественно он отмирает неродившись - ему же шанс нужен, а для того чтобы покупатели дали ему шанс, надо дать им мотивацию.
Например, выпускать двуслойные диски, накопив дисков 10-15 человек сам захочет послушать, как же зазвучит его система, если новый плеер купить, дисков-то уже полно... ну нет явной мотивации менять формат - не увидишь там разницу как между DVD и BluRay. и что, теперь до сканчание веков слушать 16/44?

у меня поток сознания короче...
№12: 8 октября 2009 20:30
Цитата: Abdicator
Почему, наконец, не стандартизировать новый формат и разработать двуслойный диск для разных плееров?

Форматы DualDisc и Hybrid SACD давно присутствуют на рынках запада (та и у нас встречаются,но крайне редко).
Цитата: Abdicator
и что, теперь до сканчание веков слушать 16/44?

Для меня желательно, чтобы минимум был LPCM 16bit/48kHz из-за повсеместного внедрения в ЦАП`ы опорного кварца именно 48000 тактов. А если есть желание "послушать" 24bit/384Khz,- загляните на норвежский сайт 2L.
№13: 8 октября 2009 20:48
Цитата: loud-swir
Форматы DualDisc и Hybrid SACD давно присутствуют на рынках запада (та и у нас встречаются,но крайне редко).

во, а мужики-то не знают))
надо их еще ипродовать, видимо) я в рос. рознице даже среди зарубежных изданий не встречал ничего подобного))

№14: 8 октября 2009 22:56
Abdicator,

Вы -же по магазинам не ходите , всё из сети качаете ... а ведь уже давно продаётся и BD -AUDIO ... одна музыка без изображения , но
зато звук хорош !!!
BLU-RAY - 1182 UHD BLU-RAY 1 HD-DVD-17

OPPO BDP-93 3D (ABC), UHD BLU-RAY SAMSUNG 8500K, PIONEER BDP 140 (ABC), LG BP325(C), Sony BDP-S300(C),
PS 3 (500 Гб "С"), PS 4 (500 Гб "A")BDP JVC - XB1(C),HD-DVD TOSHIBA A30,


EPSON 5020UBe(projector USA), Draper Baronet 96"

HIGHER DEFINITION-ENJOY!
№15: 9 октября 2009 02:07
Цитата: hdmaniac
BD -AUDIO

А тут уже явно преимуществ нет.
№16: 9 октября 2009 11:04
Цитата: hdmaniac
Вы -же по магазинам не ходите , всё из сети качаете ... а ведь уже давно продаётся и BD -AUDIO ... одна музыка без изображения , но
зато звук хорош !!!

а вот тут Вы заблуждаетесь. Из сети я в основном качаю видео. Аудио качаю только откровенный ширпотреб.
что до BD-audio, будет таким же мертворожденным как и DVD--audio, я уверен.
Меня удивляет, Вы меня судите только за то, что мое мировоззрение не совпадает с Вашим. Или Вы к кинобизнесу относитесь? что Вы так за их доходы радеете?
№17: 9 октября 2009 11:38
Abdicator,

Если честно , я к кинобизнесу никакого отношения не имею ...
и откуда такая уверенность , что BD -audio будет мёртвым ?
время покажет , но то что звук очень даже хорош это точно ,
сейчас жду не дождусь MARK KNOPFLER - COLLECTION - DTS-HD MA ,
а ещё жду BEATLES - HARD DAYS NIGHT , но это правда
оригинальный фильм на BD...
BLU-RAY - 1182 UHD BLU-RAY 1 HD-DVD-17

OPPO BDP-93 3D (ABC), UHD BLU-RAY SAMSUNG 8500K, PIONEER BDP 140 (ABC), LG BP325(C), Sony BDP-S300(C),
PS 3 (500 Гб "С"), PS 4 (500 Гб "A")BDP JVC - XB1(C),HD-DVD TOSHIBA A30,


EPSON 5020UBe(projector USA), Draper Baronet 96"

HIGHER DEFINITION-ENJOY!
№18: 11 октября 2009 13:24
...откуда такая уверенность , что BD -audio будет мёртвым ?


Думаю, что оттуда же, откуда и провал формата DVD-Audio. О чём уже было сказано выше. По сути, DVD-AUDIO -- это многоканальный LPCM. С MLP или без компрессии -- не важно. Качество с MLP хуже не становится -- это компрессия без потерь, слава богу. Да и более качественного формата ещё не придумали для музыки. На мой взгляд нет никакого смысла, кроме маркетингово-пиарного, делать BD-AUDIO. Оно не может принести ничего нового и более совершенного в сравнении с DVD-AUDIO. Только стоимость производства будет выше...

Для популяризации DVD-AUDIO тормозящим моментом стала, безусловно, необходимость покупки специального плеера с поддержкой этого формата. А таких было выпущено не так уж и много. Да и стоят они по-прежнему относительно дорого.

Если для BD-AUDIO такого ограничения не будет и воспроизводиться они будут на любом плеере (плевать даже, с каким трактом и качеством), возможно, что у формата будет будущее. На одних энтузиастах далеко не уедешь...
№19: 29 октября 2009 11:15
Цитата: bobus
Для популяризации DVD-AUDIO тормозящим моментом стала, безусловно, необходимость покупки специального плеера с поддержкой этого формата. А таких было выпущено не так уж и много. Да и стоят они по-прежнему относительно дорого.

То что их не так много, можно согласится, но то что они стоят дорого, нет. Пионеры и бобики в пределах 100 вечнозелёных совсем не дорого. А о том, что такие диски можно воспроизвести на 99,9% компьютерных приводах и говорить не стоит. Думаю, что тормозом стал прежде всего небольшой ассортимент самих дисков. А это уже вопрос эконимики. Диски скорее всего не пользуются спросом у покупателей. Ведь помимо проигрывателя, требуется и хорошая акустика, что бы услышать разницу. Ведь почему конкурирующий формат от Sony оказался гораздо популярней? Потому, что 99% SACD дисков гибридные и проигрываются на любых когда либо выпущенных CD проигрывателях. Но здесь есть оборотная сторона медали. Это сверх жадность Sony. Слишком большие аппетиты за лицензионные отчисления, полная закрытось формата, связанная с паранойей по копирайту, не дают формату завоевать сердца миллионов любителей качественного звука.
№20: 30 октября 2009 14:08
РЕспектик ) хоть что-то реально интересное в нете есть ;)
№21: 30 октября 2009 18:08
Цитата: BOLiK
То что их не так много, можно согласится, но то что они стоят дорого, нет.

а дело не в стоимости как таковой, а в мотивации к покупке. Я же говорю, выпускались бы гибридные диски по цене обычных, их бы накупили, а потом и мотивация появилась бы плеер сменить.
№22: 31 октября 2009 12:16
Цитата: Abdicator
Я же говорю, выпускались бы гибридные диски по цене обычных, их бы накупили

Всё таки всё дело в цене.
№23: 2 ноября 2009 15:11
Цитата: Abdicator
Я же говорю, выпускались бы гибридные диски по цене обычных, их бы накупили, а потом и мотивация появилась бы плеер сменить.

Так они и продаются в большинстве своём по цене обычных. smile А некоторые (по крайней мере те, которые представляют для меня интерес) и вовсе дешевле обычных. Сравните цены в том же пурлеге или на амазоне и будите несказано удивлены.
Ну вот для сравнения:
KNOPFLER,MARK - SHANGRI LA
PINK FLOYD - DARK SIDE OF THE MOON
№24: 12 декабря 2009 15:50
По логике "роста" качества...после СД должен был появится DVD-AUDIO 5,1 хотя-бы в 16\44,1. Шесть каналов тянут-то всего на 700мбх3=2100мб. Кто нить их видел? А это совсем другой уровень восприятия. А если взять диск 8,5Гб, можно и в 16\48 в 5,1...но чёт не видел таких в природе..:)
А к сегодняшнему БР как можно относится? Зачем ему эти Dolby True HD, DTS HD HRA, DTS HD MA? Зачем вообще декодеры? Чё, нет возможности записать 24\192 для шести(5,1) каналов? И это на 50Гб диск...Всё дело а "дружбе" законадателей стандартов с этими(уже отжившими Dolby и DTS). Интересно какой откат они получили? По логике вещей следующее поколение ресиверов и вообще аппаратуры для дома-должно быть свободно от звуковых декодеров. LPCM с любым количеством каналов и будет мотивацией для потребителей.....
№25: 13 декабря 2009 16:33
Цитата: zalex2100
после СД должен был появится DVD-AUDIO 5,1 хотя-бы в 16\44,1. Шесть каналов тянут-то всего на 700мбх3=2100мб. Кто нить их видел?


Зачем нужна такая полумера? DVD-Audio пишутся в 24/96, а то и 24/192

Зачем ему эти Dolby True HD, DTS HD HRA, DTS HD MA? Зачем вообще декодеры? Чё, нет возможности записать 24\192 для шести(5,1) каналов?


Есть. И пишут (LPCM). А Dolby True HD и DTS HD MA это тоже, по сути, "правильный" звук, только сжатый без потерть - для экономии места под видеоряд. 50 Гбайт - это так уж и много для HD-видео и HD-звука. Вообще, почитайте про форматы - получите ответы на многие свои вопросы
http://www.hdtv.ru/knowledge_base.html
C уважением, портал HDTV.ru

Оставлять комментарии возможно только через 10 дней после регистрации.

Голосование

Интерфейс для медиаплееров какого производителя вам кажется наиболее удобным?

Поиск

Рассылки Subscribe.Ru