- HDTV.ru
- /
- Новости
- /
- Новости индустрии
- /
- Телевидение на тарелочке
Телевидение на тарелочке
Чиновники неоднократно откладывали перевод российского телевещания в цифровой формат. И вот в конце июня президент Дмитрий Медведев наконец назвал точную дату. В целом цифровизация завершится в 2012 г., а час икс назначен на 2015 год. С этого момента прежний, аналоговый сигнал, скорее всего, исчезнет из эфира, а владельцам старых телевизоров придется купить специальную приставку. Но население, похоже, устало ждать цифровых милостей от государства. И обратилось за помощью… к космосу. В стране неожиданно начался бум спутникового телевидения.
Телевидение «на тарелочке» повторило судьбу мобильной связи. Не так давно это было недешевое удовольствие для избранных, а сейчас от обилия параболических антенн на домах рябит в глазах. По данным ИК «Финам», шесть миллионов россиян - а это почти каждый двадцатый - уже обзавелись собственной тарелкой. А через пять-семь лет спутниковое ТВ будет у каждого десятого. Чем так привлекательны тарелки?
Во-первых, у значительной части населения просто нет выбора. Со спутника ловится более сотни телеканалов. Тем временем, по статистике, среднему жителю страны доступны не более трех эфирных каналов, а во многих регионах - только один-два.
«Это происходит потому, что телевизионщикам невыгодно вкладывать деньги в развитие вещания в населенных пунктах, где проживают менее 200 тысяч человек. По их мнению, бесплатное вещание в таких регионах не компенсируется за счет рекламы», - объясняет замгендиректора «Российской телевизионной и радиовещательной сети» (РТРС) Святослав Буняев.
Во-вторых, за последние три года спутниковое телевидение подешевело в десятки раз. Спасибо конкуренции, которая наконец-то началась на этом рынке. Суть в том, что почти десять лет монополистом была компания «НТВ-плюс», а ежемесячная подписка на «спутник» обходилась в весьма ощутимые деньги - более 200 долл. в год.
Но затем первопроходцу пришлось потесниться: в 2005 г. монополию разрушила компания «Триколор-ТВ». Ее предложение рассчитано на самую массовую аудиторию: 12 телеканалов можно смотреть бесплатно, а подписка на дополнительные 12 программ обойдется в 600 руб. в год.
Спустя еще год появился третий вариант - «Вива ТВ». Цены у нее выше, чем у «Триколора», но и выбор гораздо шире: подписка на 48 спутниковых каналов стоит от 200 руб. в месяц. Затем летом прошлого года в Россию пришел четвертый космический вещатель - «Платформа Эйч Ди». Эта компания специализируется на телевидении высокой четкости - качество картинки у такого сигнала в несколько раз выше, чем у стандартного. Правда, за удовольствие приобщиться к телевидению ХХI века придется выложить 300 руб. в месяц.
И наконец, в марте 2009 г. состоялось пришествие пятого спутникового игрока. Компания «Радуга ТВ» обещает начать вещание до конца года. Предполагается, что подписчикам будет доступно 60 каналов, а месячная плата не превысит 350 рублей.
Понятно, что рекомендовать какую-то конкретную компанию было бы неуместно - слишком разные у них цены и предложения. Интересно другое - станет ли выбор еще шире? Для этого нужно понять, чем объясняется нынешний «тарелочный» бум. Оказывается, запустить собственный космический канал в последнее время стало совсем не сложно. И очень выгодно.
«Аренда транспондера (передающего узла) на спутнике обходится в 40-150 млн. руб. в год. Еще несколько миллионов рублей стоит наземное передающее оборудование. За такие деньги оператор кабельного телевидения может покрыть разве что один небольшой город. Спутниковый же - половину территории страны», - рассказывает президент компании «Лета Групп» Александр Чачава.
Правда, есть одно существенное ограничение. Спутниковые операторы не могут передавать такое же большое количество каналов, как их кабельные конкуренты. По кабелю можно гнать более тысячи телеканалов, а вот из космоса - только несколько десятков. Причем проблема тут не столько в технике, сколько в... государственной политике.
Суть в том, что космические вещатели арендуют антенны либо на спутниках государственной «Космической связи», либо у «Газпрома» - спутниковых систем» (газовая монополия владеет собственной космической группировкой). Однако два года назад правительство запустило программу по бесплатной интернетизации 52 тыс. российских школ. Доступ к всемирной сети школам предоставляется через спутниковую связь - так что часть ресурса спутников пришлось выделить на эти цели.
Поэтому прибавления новых игроков к нынешней спутниковой пятерке, скорее всего, не ожидается. Новичкам просто не хватит ресурсов. Но, как бы то ни было, полсотни доступных почти на всей территории страны космических каналов - это гораздо лучше, чем один-два эфирных. К тому же не может не радовать, что всего за три года российский рынок спутникового телевидения изменился до неузнаваемости, на нем стало совсем тесно, а у потребителя появился выбор.
Государственная «цифра»
Спутниковое телевидение стало доступным, но далеко не все готовы платить за просмотр телеканалов даже пару сотен рублей в месяц. У тех, кто хочет получить бесплатную картинку, скоро появится прекрасный вариант. Надо лишь дождаться, когда государство завершит цифровизацию эфира. Тогда качество эфирных каналов станет не хуже, чем у спутника, при этом даже в глухом селе, где принималось всего два канала, их станет 8-20.
Как идет этот процесс цифровизации эфира? Об этом рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн:
- Переход на цифровое телевидение позволит вместо пары десятков каналов создать сотни. Каждый россиянин сможет получить тот продукт, который ему необходим. А государство - выстраивать единую информационную политику в России.
Цифровое телевидение в России в первую очередь планируется запустить в труднодоступных районах Дальнего Востока и на юге Сибири. В концепции развития телерадиовещания этот пункт прописан отдельно. Одна из проблем наконец-то будет решена. Эта проблема - плохое качество, а иногда и полное отсутствие российского теле- и радиовещания. Система местных ретрансляционных станций несовершенна. Возможности ее крайне ограничены.
Зато в труднодоступных районах отлично принимают сигнал из-за рубежа. Это означает, что какая-то часть россиян оторвана не только территориально, она выброшена из информационного пространства. Она по большому счету вне политики. Она не свободна. Ведь трудно говорить о свободе слова, если это слово не может быть услышано. Прежде всего качество воспроизведения, распространения информации должно быть обеспечено технологически. А дальше можно подумать и о повышении эффективности управленческих процессов, и о расширении диалога между государством и обществом.
Дата публикации: 06.07.2009
Источник: www.argumenti.ru
Автор: Ярослав Невский
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии
Оставлять комментарии возможно только через 10 дней после регистрации.